В связи с ростом глобальных конфликтов и применением вооружённых сил современный мир имеет склонность реагировать на все международные и внутринациональные проблемы. Внутренние проблемы могут иногда вызывать нарушения поддерживаемого международного мира. Поэтому правительства, глобальный бизнес и международные организации очень заинтересованы в развитии частной военной промышленности.
Хотя члены частных военных компаний (ЧВК) отличаются от обычных наёмников и работают в законных корпорациях, они, тем не менее, часто работают вне рамок законов. Поскольку ЧВК ведут бизнес по всему миру и им разрешено действовать автономно, их основным недостатком является отсутствие документации. Эта статья связана с концепцией ЧВК и применением их в соответсвии с международным правом.
Все, что вам нужно знать о частных военных подрядчиках
Частные военные компании, являются законным бизнесом, преследующим финансовую выгоду, а не политические цели. ЧВК варьируются от небольших консалтинговых фирм до крупных международных конгломератов. Первая ЧВК была сформирована во время Второй мировой войны, а именно в 1939 году, из частных военных сил, которые фактически быстро разрослись в связи с изменением геополитической структуры. Видя рост числа частных военных и охранных фирм, правительства сделали свой выбор в пользу аутсорсинга задач, связанных с безопасностью и обороной.
Если мы более внимательно посмотрим на частные военные компании, мы увидим, что это предприятия, которые предлагают специализированные услуги для использования во время войны и конфликта, такие как военные учения, стратегическое планирование, сбор информации, административная и логистическая поддержка, а также обучение и техническое обслуживание.
Являются ли ЧВК более рентабельными, чем ВПК (военно-промышленный комплекс)?
ЧВК более рентабельна, чем постоянная армия, потому что:
- Не обязано обеспечивать жилье, здравоохранение или пенсии;
- ЧВК платят меньше, чем постоянной армии;
- нет никаких затрат, связанных с долгосрочным военным потенциалом,
- способность увеличивать численность вооруженных сил при выполнении задач.
Почему международное право необходимо применять к частным военным подрядчикам?
ЧВК также имеет отношение к нескольким договорам и обычному праву, некоторые из которых включают:
Права человека: При принятии любого закона для защиты своих граждан от нарушений прав человека, совершаемых отечественными или иностранными ЧВК, страна может использовать полномочия, предоставленные ей международными договорами по правам человека.
Уголовное право: Международные уголовные суды (МУС) обладают всемирной юрисдикцией лишь в отношении небольшого числа преступлений, и даже тогда только против конкретных лиц, а не против организаций, в которых они работают. Следовательно, их полномочия строго ограничены выявленными сторонами и преступлением.
Ответственность государств: Согласно статьям Комиссии международного права об ответственности государств, государства несут ответственность в соответствии с международным обычным правом за любые действия, совершенные негосударственными субъектами, действующими от их имени. Таким образом, за все действия ЧВК ответственность несет государство. Единственная трудность, однако, заключается в том, что ответственность правительства не включает личную ответственность наёмников.
Международное гуманитарное право (МГП): МГП устанавливает аналогичные принципы, которые весьма специфичны для положения некоторых сотрудников ЧВК в конфликте, но только в случае межгосударственной или гражданской войны. Если потребности граждан были удовлетворены вместе с потребностями военнослужащих, этот персонал ЧВК имеет тот же статус, что и официальные солдаты, когда речь идет о военнопленных. В результате им не предоставляется такая же защита, как обычным гражданам, и они могут столкнуться с судебными исками со стороны вражеского государства.
Обзор международных правил для ЧВК
В целом был высказан ряд предложений по регулированию деятельности ЧВК. Оппоненты возражали, что, поскольку ЧВК часто удовлетворяет требования правительства, государство не стремится запрещать какие-либо их операции. Это также означает, что страны могут положить конец своей давней монополии на экспорт товаров, связанных с вооруженными силами. Другие также предложили принять конвенцию, которая бы более чётко определяла необходимость мониторинга и контроля.
Хотя контролировать такие программы будет сложно, поскольку они носят добровольный характер, именно национальные власти, которые будут нести ответственность за свою собственную ЧВК, являются теми, кто предоставляет гарантии. Таким образом, это может быть полезно для контроля над национальными проблемами, которые, если их не регулировать, создадут трудности для международных соглашений.
Что в итоге?
Частные военные услуги по контракту предоставляются частной компанией, которая взимает плату за услуги по обеспечению безопасности или вооружённой защиты. Спрос на вооружённые силы быстро растёт. Чтобы контролировать ЧВК при их использовании в конфликтах, правительство каждого государства выступает в качестве посредника в регулировании ЧВК в соответствии с международным правом.